В соответствии с п. 1 статьи 743 Гражданского Кодекса РФ подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п.2 ГК РФ часть 2, статья 763).
Закон о размещении заказов определяет государственный контракт как договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд.
Размещение заказа в сфере строительства осуществляется путем проведения аукциона, запроса котировок и у единственного подрядчика.
Стороны государственного контракта наиболее свободны в формировании условий при размещении заказа у единственного подрядчика, правда, в отдельных случаях, например, если осуществляется выполнение одноименных строительных работ для государственных нужд на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. по одной сделке в течение квартала.
Что касается заключения государственного контракта на выполнение работ в сфере строительства по результатам аукциона или запроса котировок цен, то здесь воля сторон, и прежде всего участника размещения заказа (подрядчика), при определении условий государственного контракта существенно ограничена. Например, участник размещения заказа (будущий подрядчик), подавая заявку, фактически соглашается с условиями государственного контракта, так как Закон не допускает возможность заключения государственного контракта по результатам проведения торгов или проведения запроса котировок цен на работы с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок цен.
Согласно статье 765 ГК РФ основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ определяются в соответствии с положениями статьи 527 и 528 ГК РФ, регулирующими поставку товаров для государственных нужд.
Представляется, что порядок заключения контракта, предусмотренный ГК РФ, применим лишь к отдельным случаям заключения государственного контракта на выполнение строительных работ при размещении заказа у единственного подрядчика, например, как ранее указывалось, когда осуществляется выполнение одноименных работ в сфере строительства для государственных нужд на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. в течение квартала. В этом случае государственный заказчик, руководствуясь ст. 528 ГК РФ, разрабатывает проект государственного контракта и направляет его подрядчику. В свою очередь, подрядчик, получивший проект контракта, не позднее тридцати дней подписывает контракт и возвращает один экземпляр заказчику, либо в случае несогласия с условиями контракта составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом заказчику, либо уведомляет заказчика об отказе от заключения государственного контракта.
Государственный заказчик, получивший контракт с протоколом разногласий, должен в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с подрядчиком и известить его о принятии контракта в его редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Порядок же заключения государственного контракта по результатам проведения аукциона или запроса котировок цен регламентируется специальными нормами, предусмотренными Законом о размещении заказов, который существенно отличается от описанного выше порядка, предусмотренного ГК РФ.
Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение должностным лицом государственного заказчика сроков заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ч. 1.2 ст. 7.32), а именно наложение административного штрафа в размере 30 тыс. руб.
Если государственный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен, условия такого контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок и предложением победителя.
Проект государственного контракта на выполнение работ в сфере строительства прилагается к документации об аукционе (в случае проведения аукциона по нескольким лотам прилагается проект контракта в отношении каждого лота) и является ее неотъемлемой частью. Государственный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона, т.е. предложении государственного заказчика принять участие в аукционе, и документации об аукционе, а поскольку проект контракта является частью аукционной документации, следовательно, и менять его условия нельзя.
Часть 7 ст. 37 Закона о размещении заказов предусматривает, что заказчик или уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола аукциона передают победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона, в проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе.
Аналогичные положения предусмотрены и в отношении запроса котировок. Например, ч. 8 ст. 47 Закона о размещении заказов предусматривает, что государственный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта.
В то же время Закон устанавливает требования к содержанию государственного контракта, которые носят как общий, так и специальный (т.е. имеют отношение только к контракту на выполнение работ в сфере строительства) характер.
К числу общих относятся условия о предмете, а также об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом (ч. 10 ст. 9 Закона о размещении заказов). Размер неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 11 ст. 9). Министерство экономического развития и торговли РФ в своем письме от 2 мая 2007 г. N 6121-АШ/Д04 «О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам» обратило внимание на необходимость установления в контрактах обязательной ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих контрактных обязательств в виде неустойки.
В числе специальных требований ГК РФ (п. 1 ст. 765) указывает условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (к ним, в частности, относятся неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток и т.д.).
В соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, что также является специальным требованием. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В государственный контракт включается также обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в таком контракте (ч. 12 ст. 9 Закона о размещении заказов), что способствует эффективному и своевременному исполнению государственных контрактов.
Отсутствие в контракте условий о предмете, об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ означает, что контракт не заключен.
Расторжение государственного контракта в соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона о размещении заказов допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. То есть в данном случае подлежат применению нормы ст.ст. 450 — 453 ГК РФ. В частности, контракт может быть расторгнут судом в связи с существенным изменением обстоятельств, существенным нарушением договора другой стороной и т.д.
|